Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену по психологии
Уважаемые студенты! Просим обратить внимание, что ответы на вопросы создавались в авральном режиме перед сессией такими же студентами. Поэтому убедительная просьба, прежде чем начать готовиться по билетам прочтите их внимательно. Материал предоставлен без правки.
1. Темперамент. Типы темпераментов.
Темперамент – это индивидуальная характеристика личности, включающая в себя динамические особенности психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Выделяются три сферы проявления темперамента: - общая психологическая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Он не характеризует содержательную сторону личности (мотивы, ценности, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, т.к. темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.
Если касаться физиологической основы темперамента, то в этой области несомненно фигурирует имя И.П. Павлова, который изучал свойства нервной системы и выделил свойства нервных процессов, которые образуют тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы, образуют свойства нервной системы.
Выделяют несколько основных свойств темперамента:
Сензитивность(определяется тем, какова наименьшая сила воздействий и скорость, необходимых для возникновения псих. реакции)
Реактивность(характеризуется степенью непроизвольности реакции)
Активность(свидетельствует насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия для достижения целей )
соотношение реактивность+активность(определяет от чего больше зависит деят. Человека –внешние/внутренние обстоятельства)
пластичность и ригидность(насколько легко и гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям)
темп реакций(скорость протекания психических процессов и реакций-динамика жестов, темп речи)
экстраверсия, интраверсия(реакции и деятельность зависит либо от внешних впечатлений, возникающих в данный момент-экстраверт, или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим-интроверт)
эмоциональная возбудимость(характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоционально реакции и с какой скоростью она возникает)
4 основных типа темперамента:
Сангвиник – человек, с повышенной реактивностью(активность и реактивность уравновешенны). Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активностью и энергичностью, с удовольствием принимается за новое дело и может долго работать и не утомляется. Быстро сосредотачивается, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и реакций. Присущи гибкость ума, быстрые движения, быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик – отличается высокой реактивностью и активностью. Но преобладает больше реактивность, поэтому он необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более инертен, в сравнении с сангвиником. Отсюда высокая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Экстраверт.
Флегматик – обладает высокой активность, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокоен. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новому, при этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверты.
Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, жесты бедны. Обычно неуверен в себе, робок. Неэнергичен, ненастойчив, легко утомляем и мало работоспособен. Присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических реакций. Большинство меланхоликов – интраверты.
Понятие о сознании. Развитие самосознания в раннем детстве.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции; Сознание характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью (направленностью на предмет); 3) способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания); 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего – структурами социальной системы, где существует индивид. Отечественной психологией было разработано общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интерироризации ребенком структур такой деятельности, как его общение со взрослым. Существует 2 процесса сознания: непроизвольный – когда процесс происходит сам по себе и произвольный – когда процесс организуется и направляется самим субъектом.
Согласно Фрейду, сознание –одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания – роль органа чувств для восприятия психических качеств, главным образом – для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия.
Развитие самосознания в раннем детстве. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице «Саша». Потом обычно также к трем годам, появляется местоимение «Я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но и того, что «Я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать это самооценкой в полном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Свойства сознания. Нарушения сознания.
Свойства сознания:
1. рефлексивные способности – готовность сознания к познанию других психологических явлений и самого себя;
2. ощущение себя познающим субъектом (человек осознаёт себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к познанию этого мира, то есть к получению более или менее достоверной информации о нём);
3. мысленное представление и воображение действительности, связь с волей (представление о действительности, отсутствующей в данный момент времени, человек сознательно отвлекается от восприятия окружающего и сосредотачивает внимание на идее, образе, воспоминаниях); Сложность: воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем, тогда мы имеем дело с предсознанием;
4. речь (семантика) – словесно – понятийная означенность, наделённость определённым смыслом, связанным с человеческой культурой;
5. в сознании отражаются основные сущностные характеристики предметов, явлений, событий;
6. употребление слов, понятий которые содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов;
7. способность к коммуникации (передача другим лицам того, что осознаётся с помощью языка и других знаковых систем, то есть передача не только внутреннего состояния (как у животных), но и передача собственных знаний, представлений – объективной информации об окружающем мире);
8. наличие в сознания интеллектуальных схем - умственные структуры с помощью которых человеком воспринимается, перерабатывается и сохраняется информация об окружающем мире, включающие в себя понятия, логические операции (отбор, классификация).;
9. язык и речь формируют систему значений и систему смысла слов. Значение слова – содержание, которое вкладывается в слово носителями языка. Смысл слова – часть значения или специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека (со смыслом слова связано ещё и чувства, мысли, ассоциации и образы, которое данное слово вызывает в сознании конкретного человека).
10. существование сознания не только в словесной, но и образной форме (искусство);
Нарушения сознания.
Патология сознания – расстройство сознания, приводящее к нарушению адекватного отражения объективной реальности. Виды расстройств сознания:
1. Оглушенное – повышение порога чувствительности для всех внешних раздражителей; восприятие и переработка информации затруднены, больные равнодушны к окружающему, обычно неподвижны.
2. Аменция – полное прекращение ориентировки в окружающем, утрата осознания своей личности, отсутствие запоминания.
3. Онейроид (сновидное расстройство сознания) – яркие фантастические переживания, переплетающиеся с частичным восприятием объективной реальности.
4. Дилириозное помрачение сознания: ориентировка в окружающем нарушена, заключается в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает ложная ориентировка во времени и пространства. Больные в делирии говорливы. (при органических поражениях г.м., травм, инфекций).
5. Сумеречное помрачение сознания – сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением самосвязанных действий и поступков; сопровождается яркими галлюцинациями и сильным эффектом страха, злобы и тоски; появляется стремление к агрессивным действиям.
Псевдодеменция – острое расстройство суждения, забывание названий предметов, дезориентированы.
6. Деперсонализация – форма нарушения самосознания – чувство отчуждённости собственных мыслей, действий, своего Я, которое воспринимаются как бы со стороны. Часто нарушение «схемы тела» - нарушение способов функционирования собственного тела, его отдельных частей и органов (при эпилепсии, шизофрении)
7. Кома – самая глубокая степень расстройства сознания, больные не реагируют на окружающее, зрачки расширены, реакция на свет отсутствует.
Расстройства сознания возникают при психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга, связанных с травмой, опухолью.
Формы нарушения сознания:
Оглушенное состояние сознания: при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах. Характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций.
Дилириозное помрачение сознания: ориентировка в окружающем нарушена, заключается в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает ложная ориентировка во времени и пространства. Больные в делирии говорливы. Дилириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций.
Онейроидное (сновидное) состояние сознания: характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера, обнаруживается сосуществование реального и фантастического. При онейроиде больные ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают иногда лишь содержание своих грез.
Сумеречное состояние сознания: характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют переходящим. Характерной чертой является последующая амнезия. Воспоминания о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют. Больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий (нож). Нередко имеют место бредовые идеи, галлюцинации. Под влиянием бреда и напряженного аффекта больные могут совершать опасные поступки. Сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций – непроизвольное блуждание. Сумеречное состояние сознания длится иногда чрезвычайно короткое время (отсутствие).
Псевдодеменция: разновидность сумеречного состояния сознания. Возникает при тяжелых деструктивных изменениях в ЦНС и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством. Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское.
Деперсонализация – форма нарушения самопознания. Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение «схемы тела» - нарушении отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственного тела, его отдельных частей и органов. Подобные нарушения могут возникать при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др. Больные считают, что у них «некрасивый нос, оттопыренные уши и т.д.» - стремятся принять меры по устранению «мешающего недостатка». Настаивают на оперативном вмешательстве, они часами стоят перед зеркалом, постоянно себя рассматривают.
Физиологические основы внимания. Механизмы внимания. Принцип доминанты Ухтомского.
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении.
Говоря о физиологических механизмах внимания, нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выделяют пять стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное бодрствование и чрезмерное. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют (пример про мать+новорожденный)
Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма.
Среди пусковых механизмов ретикулярной формации следует прежде всего выделить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и у животных.
Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим относят: настройку органов чувств(прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность). Центральные механизмы связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других.
Существенно важен для понимания физиологической картины динамики внимания закон индукции нервных процессов (Шеррингтон), согласно которому, возбуждение возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях(одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга(последовательная индукция).
Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком Ухтомским. Понятие «доминанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями.
Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов(детекторы новизны – реакция на новые стимулы, ожидания -реакция на предмет, удовлетворяющий актуальную потребность), располагающихся в лобных отделах.
Внимание обусловлено деятельностью целой системы иерархически зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.
Понятие о характере. Типы характеров. Акцентуации характеров.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства. Но непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах(семья, друзья, школа). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также зависят от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Характер – это не просто любое проявление твердости, упрямства, а направленность на общественно и личностно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера.
Типы характеров бывают: волевой(активный,целеустремленный,деятельный), эмоциональный(действующий под влиянием порыва,переживаний), рассудочный(оценивающий все с точки зрения разумности). Также Юнг предложил типизацию характера и выделил экстравертированный и интравертированный тип характера.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, т.е. чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний.
Выделяют следующие акцентуации:
Гипертимный тип – подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми нередко возникают конфликты. Имеют много разных увлечений, но как правило все они поверхностны и быстро сменяются на новые. Зачастую переоценивают свои силы, самооценку.
Циклоидный тип – характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Любят находиться дома одни. Тяжело переживают неприятности, даже незначительные. Настроение у них периодически меняется с приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.
Лабильный тип – крайне изменчив в настроении, зачастую непредсказуемо. Поводы для смены настроения могут быть абсолютно ничтожными. Очень нуждается в поддержке, тех кто может приободрить, развлечь. Хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
Астенический тип – отличаются вялостью, повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, затрудненным привыканием к новой обстановке, нередко капризностью, плаксивостью, а также склонностью к различным соматовегетативным расстройствам, в особенности к нарушениям функции пищеварения.
Сензитивный тип – свойственна повышенная чувствительность ко всему. Обычно застенчивы и очень робки, часто производят впечатление замкнутости, но могут быть открыты и общительны в случае, если находятся с хорошо знакомыми людьми. Послушные, привязанные к родителям. Достаточно рано формируется чувства долга, ответственности.
Психастенический тип – (тревожно-мнительный характер) высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству.
Шизоидный тип – замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность.
Эпилептоидный тип – характерны склонность к злобно-тоскливому настроению (дисфория), с накапливающейся агрессией, проявляемой в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скурпулезная педантичность.
Истероидный тип – главная черта этого типа эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей личности. У подросток этого типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. С трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания.
Неустойчивый тип – характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых ощущений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера. Не склонны продумывать свое будущее.
Конформный тип – бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству группы. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а главное жизненное кредо «быть, как все».
Но при правильном воспитании акцентуации характера со временем сглаживаются, компенсируются. А при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, но и явиться условием развития психопатии(патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в соц. среде).
Познавательная деятельность. Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Общение – 1й вид деятельности, возникающей в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер
Общение вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном - прямых контактов между людьми нет (обмен информацией через других людей, книги, газеты, радио, ТВ и т.п.).
Игра – такой вид деятельности, результат, которой не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). часто имеют характер развлечения.(для отдыха).
Типы игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры - игрой занят один человек, групповые – включающие несколько индивидов. Предметные игры (включая в игровую деятельность человека каких-либо предметов). Сюжетные игры (по определенному сценарию). Ролевые игры (поведение человека, ограниченного ролью). Игры с правилами (с системой правил поведения их участников). Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.
Учение - вид деятельности, (приобретенный человеком знаний, умений и навыков). Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях.; Неорганизованным (происходящим попутно, в других видах деятельности) Средство психологического развития индивида.
Труд - благодаря труду человек построил современное общество, создал предмет материальной и духовной культуры.
Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. За годы дошкольного детства от 3х до 6-7 лет, детские игры проходят путь развития: от предметно - манипулятивных и символических, до сюжетно-ролевых игр с правилами.
3 периода дошкольного детства:
- младший дошкольный возраст (3- 4 года) : игра в одиночку. В предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры – воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
- средний дошкольный возраст (4-5 лет) : игры становятся совместными. Главное имитация определенного отношения между людьми,– ролевых, появляется лидерство. Многие предметы натурального характера заменяются условными, возникает – символическая игра. Игры-соревнования, (выигрыш или успех – формируют мотивацию достижения успеха).
- старший дошкольный возраст (5-6 лет): конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. Усваивают элементы трудового умения и навыки). Появляются и развивают способность планирования своих действий, умственных операций, воображения и представления. Особое место занимает: рисование(можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления); музыка (учатся петь, танцевать) Пение развив. музыкальный слух и вокальные способности.
Игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры соревнования, игры - общение, домашний труд.
Игровая и предметная деятельность ребенка в раннем детстве.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
Память. Виды памяти. Индивидуально- психологические различия памяти.
Память – это психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познании станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.
В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти – кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.
Виды памяти:
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими видами.
Эмоциональная память – память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память – память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.
Словесно-логическая память – мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В этом виде памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Основная роль словесно-логической памяти – в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
Есть деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.
Кратковременная память – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.
Долговременная память – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойственен огромный объем сохраняемой информации.
Оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Индивидуальные различия. Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения. Важным свойством памяти человека является ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.
Индивидуальные различия памяти проявляются в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи – то, что может быть выполнено практически.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Особенности памяти в пожилом возрасте.
Запоминание. Первоначальная форма запоминания – так называемое непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.
Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель запомнить то, что намечено.
В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала.
Запоминается и осознается прежде всего то, что составляет цель нашего действия.
Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, которая направлена на то, чтобы сохранить тот материал, который нужно. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение материала называется мнемической деятельностью.
Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала.
Продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Одним из условий успешного запоминания является систематизация материала.
Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала.
Воспроизведение. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии явлений и предметов. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминая что-либо, мы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения. Припоминание происходит по законам ассоциации. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание – это произвольное, преднамеренное воспроизведение. Непроизвольное происходит само собой, основой его являются ассоциации.
Особенности памяти в пожилом возрасте.
Повышенная забывчивость является одной из наиболее распространенных жалоб пожилом возрасте. Снижение памяти в пожилом возрасте может быть как следствием физиологических возрастных изменений ЦНС, так и патологическим симптомом целого ряда заболеваний головного мозга.
Физиологические изменения памяти
Многочисленные экспериментально–психологические исследования согласуются с бытовыми наблюдениями в том, что лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию по сравнению с молодыми людьми. Связанные с возрастом трудности в мнестической сфере возникают обычно при оперировании большими объемами информации или при одновременной работе с несколькими источниками информации. Это может несколько затруднять обучение пожилых лиц новым навыкам, требует более строгой внешней организации профессиональной деятельности (например, использование записных книжек, расписаний и т.д.). В то же время физиологическая забывчивость никогда не распространяется на текущие или отдаленные события жизни, а также общие знания, полученные в молодом или среднем возрасте. Наличие амнезии на текущие события, частичная утрата профессиональной или бытовой компетентности – всегда патологический признак, означающий начало заболевания головного мозга.
Снижение памяти в пожилом возрасте сочетается с рядом других изменений со стороны когнитивных функций.
Условия успешного запоминания. Забывание и борьба с ним.
Память состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.
Один из самых первых исследователей памяти — Герман Эббингауз (кстати, именно он открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя на самом себе, проверял, сколько повторений потребуется для запоминания без специальных приемов набора бессмысленных слогов и насколько прочным будет это запоминание. Он обнаружил, что быстрее всего забывание происходит в течение первого часа после предъявления материала (теряется почти 60% информации). Потом процесс забывания замедляется. Через шесть дней остается уже не более 20% от общего объема информации, и эта часть сохраняется в памяти достаточно прочно.
Общие условия успешного запоминания:
1. Когда материал интересен для запоминающего.
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.
4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала
Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных частей его, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям. Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания. Эти закономерности следующие.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Наибольший процент забывания приходится на первый день и уменьшается по мере увеличения промежутка, отделяющего воспроизведение от восприятия. При своевременной организации построения материал удерживается в памяти значительно лучше.
Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции (смутное воспоминание). Сущность реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Она часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что является результатом нервных клеток.
Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком или он неинтересен данному человеку. Необходимо учитывать, что забывание значительно быстрее происходит при утомлении. Причиной забывания может быть также действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале.
Мыслительные операции и их характеристика. Особенности мышления в пожилом возрасте.
-->Основные мыслительные операции
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления
и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации;
Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу.
Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.
Абстракция — выделение одной какой-либо стороны свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются' общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает, РАССУЖДЕНИЕ — это работа мысли над суждением.
Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.
Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется к понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением.
в пожилом возрасте возникают определенные изменения со стороны когнитивных функций. Последние касаются, прежде всего, времени реакции, которое с возрастом имеет тенденцию к увеличению. В результате пожилым лицам требуется больше времени для выполнения аналогичного объема умственной работы, чем лицам молодого возраста. Утомляемость при умственных упражнениях в пожилом возрасте также развивается несколько быстрее, чем у молодых. Очевидно, что в основе указанных явлений лежат «нейродинамические» (по терминологии А.Р. Лурия) изменения высшей нервной деятельности, то есть уменьшение активирующих влияний на кору головного мозга со стороны неспецифических активирующих церебральных структур.
Физиологические возрастные изменения когнитивных функций, по данным нейропсихологических методов исследования, происходят в возрасте от 40 до 65 лет. Возрастные изменения когнитивных функций носят непрогрессирующий характер: так, по данным исследований, здоровые лица старше 65 лет не уступают по показателям памяти лицам возрастного диапазона 55–65 лет, но и те и другие достоверно уступают двадцатилетним. Предполагается, что в основе физиологических изменений со стороны высших мозговых функций лежат изменения церебральных метаболических процессов, связанные с гормональной перестройкой.
Следует отметить также, что визуально представленная информация запоминается в пожилом возрасте лучше, чем слухо–речевая.
Основные формы мышления. Соотношение мышления и речи.
Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия отражает деревья, а понятие - дерево вообще. Понятие есть мысленный образ сущности. Сократ: Точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания. Понятия возникают в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: Клен - растение, есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там где мы находим утверждение или отрицание. Можно сказать, что суждение - это развернутое понятие, а само понятие - это свернутое суждение. Словесной формой выражения суждения является предложение. Понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий - в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое - вывод. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.
Соотношение мышления и речи.
Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую речь. Каждая мысль связана с внутренним речевым процессом.
Преимущество человека перед животными состоит в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалась речь.
С точки зрения Брунера речь – это необходимое условие развития мысли. Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Для большинства людей речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
Особенности творческого мышления. Инсайт. Понятие о креативности. Конвергентное и дивергентное мышление.
Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно.
4 "стадии творческого мышления": подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности.
Инсайт - (проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации.
Собственно механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. является скорее феноменом, чем объяснительным принципом. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением, так как происходит интеграция информации, содержащейся в памяти, и творчеством, так как имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения.
Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
В узком смысле мышление понимается как процесс решения задач. При этом дивергентное мышление используется для задач, имеющих несколько вариантов решения. Дивергентное мышление-мышление, основанное на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Конвергентное мышление применяется при решении задач с единственным ответом. Задача — «дать определение, что такое стул», требует конвергентного мышления, а вот задача «определить, какой стул удобнее», адресована дивергентному мышлению, способному продуцировать альтернативные варианты решения.
Поисковая активность — «деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности».
14. Определение эмоций. Характеристика эмоций, функции эмоций. Эмоциональное развитие дошкольника.
Эмоция - субъективная реакция - психическое переживание, душевное волнение, возникающие у человека или животного вследствие воздействия на них внешних и внутренних раздражителей.
Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Различают положительные и отрицательные эмоции.
эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию о ц е н к и. Способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновении в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей. Эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов, ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.
Мотивирующей ролью эмоций являются— функция п о б у ж д е н и я. Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов — так называемые аффекты.
Общее р е г у л и р у ю щ е е влиянием эмоций, заключающееся в сосредоточении этих процессов на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску. В литературе особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т. е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления — торможения, следообразования, подкрепления, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний.
Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.